"Ульяновская правда", №107 (23.232) от 02 октября 2012 г. (вторник)
Рассказал, как сапоги Высоцкого помогли ему стать гардемарином
Дмитрий Харатьян на творческой встрече с ульяновцами Творческий вечер с Дмитрием Харатьяном не был запланированным мероприятием Международного культурного форума. «Гардемарин» приехал на замену катастрофически занятому Хворостовскому. Но вряд ли ульяновцы пожалели об оперном певце в компании нестареющего обаятельного артиста с гитарой. Харатьян читал стихи, пел песни из кинофильмов, ставил импровизированные номера со зрителями, а главное - отвечал на все интересующие вопросы. Их количеству актер особенно удивился: «До чего же вы, ульяновцы, любопытны!»
- Дмитрий, вы сыграли больше чем в семидесяти фильмах. Какой из них любимый?
- Любимым остается мой дебютный фильм - «Розыгрыш». Попал я на киностудию случайно, но именно благодаря этому фильму стал артистом. Режиссера Владимира Меньшова с тех пор считаю своим учителем в профессии. Скоро вот День учителя, опять буду звонить ему, поздравлять, каждый год поздравляю Владимира Семеновича с этим праздником. Он этим очень растроган и всегда говорит: «Я вроде не считаю себя учителем. Ты единственный, кто поздравляет меня в этот день».
- Много лет спустя вы снова снялись в фильме «Розыгрыш». Новая версия фильма вам понравилась?
- Да, «Розыгрыш» версии 2008 года мне тоже очень понравился. Но в первом фильме я был положительным героем, а во втором сыграл отца Комаровского - антигероя. Это, по сути, подросший Олег Комаровский из того, советского фильма. Он стал крупным бизнесменом, политиком, добился успехов в карьере, а сын его вырос подлецом. Если в первом «Розыгрыше» антигерой Комаровский не находил понимания в обществе, среди своих одноклассников, среди зрителей, то во втором - у него всюду находится много сторонников. Поменялись ценности за тридцать лет…
Кстати, думаю, еще через тридцать лет опять понадобится снимать «Розыгрыш», потому что в нем поднимаются вечные проблемы.
- Значит, ваша звездная роль Алеши Корсака в «Гардемаринах» - все-таки не самая любимая?
- Эту роль я тоже люблю. Считаю ее настоящим даром судьбы. Дело в том, что мои предки были гардемаринами. Один из них был даже открывателем Америки, на Алеутских островах служил. Изначально на эту роль утвердили другого артиста, Юрия Мороза, но обстоятельства сложились так, что пришлось играть мне. Видимо, предки таким чудесным образом решили о себе напомнить и помогли (смеется).
А еще Высоцкий помог! Конечно, не сам лично, а некоей аурой своей. Так как роль не рассчитана была на меня, то и костюмов специальных на меня не шили - брали из того, что было на «Мосфильме». На третий день съемок, когда я снимал сапоги, обнаружил, что на них с внутренней стороны написано «В.Высоцкий». Вот так, я играл роль Алеши Корсака в ботфортах Высоцкого.
- Многие режиссеры и актеры сегодня говорят, что не хотят в своих фильмах кого-то воспитывать и читать мораль. Вы снялись во многих советских фильмах, которые все же нагружены воспитательной функцией. Как к этому относитесь?
- Нет ничего плохого в том, что искусство воспитывает. Кто-то из великих сказал: человечество придумало искусство для того, чтобы не умереть от истины. Посмотреть тех же «Гардемаринов» с их героикой, стремлением к идеалу, с их понятиями о дружбе, чести, любви, любви к Отечеству молодым людям гораздо полезнее, чем посмотреть телевизор. Телевизор опасно смотреть в больших количествах, потому что там много разного, в большей степени негативного. Сейчас, слава богу, значки эти появились 12+, 14+. Это хоть как-то ориентирует родителей. Лично для меня, как для отца, это важный момент.
- Роль гардемарина стала для вас неожиданным подарком. А были роли, которые вы очень хотели сыграть, но не смогли?
- Да, не сыграл Пушкина. Режиссер Марлен Хуциев задумал снять меня в этой роли. Я сначала очень удивился и смеялся: «Марлен, ты давно меня видел? Какой из меня Пушкин?» Но он меня целый год убеждал: мы делали грим, мерили костюмы, снимали пробы в Михайловском. В итоге он меня убедил. А также убедил худсовет «Мосфильма». Меня утвердили, назначили первый съемочный день. Но руководство «Госкино» решило иначе. Сказали, что я слишком юн для этой роли. Но в кулуарах называли настоящую причину: не нравилась моя армянская фамилия. Как может армянин сыграть икону русской поэзии? На это Хуциев отвечал: «А вы знаете, что Пушкин вообще эфиопом был, если уж вас так задевает национальность?».
Но все равно в итоге не сыграл я эту роль. Жалко. А с другой стороны, хорошо. Ведь у каждого свой Пушкин, и вряд ли роль восприняли бы однозначно положительно. Сейчас с этой проблемой Сережа Безруков столкнулся после фильма о Высоцком, который мне, кстати, очень понравился.
- Вообще часто приходилось с трудом вживаться в роль? Например, для сериала «Огнеборцы» вам приходилось осваивать какие-то специальные навыки?
- Я служил в армии. Моя воинская специальность - рядовой пожарный. О каких еще специальных навыках вы говорите? (Смеется).
А вообще я удивлен, что вы помните этот сериал. Потому что его даже не до конца показали. Мы рассказывали там о серии странных пожаров в Москве: горели старинные здания, а потом на их месте строили бизнес-центры и гостиницы. Речь шла о коррупции и подобной преступности. Видимо, мы так глубоко копнули с этим сериалом, что волевым решением сверху его прикрыли.
- Профессия актера признана одной из самых опасных. Это связано не только с большими физическими, но главное - с большими эмоциональными нагрузками. Как расслабляетесь?
- Смотрю комедии Гайдая. И всем советую.
- Они вас вдохновляют?
- Если уж мы заговорили о вдохновении, хочу ответить коротким стихотворением Геннадия Шпаликова:
Бывают крылья у художников,
Портных и железнодорожников.
Но лишь художники открыли,
Как прорастают эти крылья.
А прорастают они так:
Из ничего и ниоткуда.
Нет объяснения у чуда,
И я на это не мастак.
- Дмитрий, на ваш взгляд, изменился ли Ульяновск с тех пор, как вы впервые сюда приезжали?
- Помню, как в 1991 году я впервые приехал сюда, вышел на эту же сцену с гитаркой… и испугался этой сцены. Смутило такое большое расстояние до зрителей. Сейчас это расстояние не кажется мне таким уж большим. Однозначно не изменилось мое отношение к вашему городу: он мне нравится. Нравится Волга, нравится погода, нравится аудитория - все как родные. Особенно нравится, что я приехал к вам в дни культурного форума. Здорово, что государство не забывает о культуре. О ней, как и о вере, нельзя забывать ни в коем случае, иначе пропадем.
Екатерина Нейфельд