АвторСообщение
Графиня Теней




Сообщение №: 941
Зарегистрирован: 10.01.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.08 19:35. Заголовок: Костюмы, украшения, косметика, танцы прошлых веков


Я думаю, интересная тема.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 95 , стр: 1 2 3 4 5 Все [только новые]


Графиня Теней




Сообщение №: 943
Зарегистрирован: 10.01.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.08 19:48. Заголовок: Мушка (косметическая..


Мушка (косметическая).

Мушка (от фр. mouche) — косметическое средство для коррекции кожи, распространённое в XVII—XVIII веках в аристократической и буржуазной среде.

Представляла собой кусочек чёрного пластыря, тафты или бархата, который приклеивался на лицо, грудь или плечи в виде «родинки». В XVIII веке мушка стала не только средством макияжа, но и орудием флирта (т. н. «язык мушек»).Содержание
Появление мушек

Считается, что своим появлением мушка обязана британской герцогине Ньюкастл, кожа которой оставляла желать лучшего. Герцогиня изобретательно обыграла свои недостатки при помощи круглых кусочков чёрной тафты, которые на её лице стали играть роль «искусственных родинок».

С их помощью удалось не только «победить» неровности кожи, но и оттенить белизну лица. В Англии этот чёрный кружочек стали называть beauty spot (буквально — «пятнышко красоты»), а ещё — patch (заплаточка) или speckle (крапинка).


Во Франции, куда мода на beauty spots проникла очень быстро, их стали именовать moucheron или mouche (муха). Именно это название прижилось потом и в России.

В те времена женскую красоту мог в одночасье уничтожить коварный враг — оспа: самые прекрасные лица оказывались изрыты страшными рубцами, которые не исчезали даже спустя многие годы. Мушки пришлись как нельзя более кстати.

Аксессуар целой эпохи

Всегда, говоря, о временах «красных каблуков и величавых париков», мы вспоминаем и об этом маленьком аксессуаре. Без мушек дама «галантной эпохи» ощущала себя неодетой.

Помимо чисто коррекционной функции, мушка имела огромное значение для придворной красавицы: с помощью этого незначительного кусочка материала можно было даже изменить выражение лица! Приклеенная возле уголка рта, мушка делала лицо как бы …улыбающимся (тогда не привествовалось всё естественное, настоящее: было правильнее не быть, но казаться).

И мужчины, и женщины наносили на свои лица целые слои белил, пудры и румян, подводили глаза, пользовались яркими помадами. Мушка оживляла эти странные лица-маски.

Существовал даже настоящий мушечный бизнес: рекламное издание XVIII века «Полезная книга парижских адресов» сообщала, что на улице Сен-Дени работает мастерская «Мушечные жемчужины». В ней можно не только приобести готовый товар, но и трафареты для самостоятельного творчества в этой области. Рекомендации профессионалов гласили, что для изготовления качественной мушки нужна непременно новая тафта (или бархат) и специальный клей.

Формы мушек варьировались в зависимости от капризов моды. Это могли быть полумесяцы, треугольники, звёздочки и даже силуэты различных предметов. Так, известны мушки-кареты и мушки-кораблики.

Считалось, однако, дурным тоном залепливать своё лицо до состояния неузнаваемости — такое безобразие было «приличествующим» только в среде куртизанок.

Язык мушек

XVII, а в особенности, XVIII век, можно также назвать «эпохой флирта». Любовь, сведённая к непрерывному и, порой, опасному кокетству была основой взаимоотношений праздных аристократов. Хорошо воспитанная дама должна была уметь флиртовать сразу с несколькими кавалерами, не выходя за рамки приличий.

Когда авторы пишут о «галантном веке», как об эпохе разврата и половой распущенности, то оказываются неправы — был в моде именно флирт, недомолвки, полутона и не приводящее ни к каким «ужасным последствиям» кокетство.

«Язык мушек» — явное тому подтверждение. Дама не могла выразить кавалеру свою приязнь или, напротив, отказать во взаимности. Для этого она прибегала к иносказаниям. Мушки, приклееные на лице особым образом, могли сказать об их обладательнице больше, чем она сама могла себе позволить.

Разные источники содержат различную трактовку положения мушек (вероятно, со временем значения менялись). Историк М. Н. Мерцалова пишет о том, что мушка-полумесяц приглашала для ночного свидания, амурчик означал любовь, а карета — согласие на совместный побег.

Круглая мушка, расположенная между виском и глазом называлась «убийцей» или «страстной особой». Если на лице были две-три мушки, то интерпретация зависела от возраста, положения в обществе и репутации женщины.

Мужчины тоже иногда пользовались мушками, но, разумеется, реже, чем их жёны, дочери и «дамы сердца».

После Французской революции мода на мушки сошла на нет. В настоящее время этот аксессуар используется в кинематографе, в театре и на подиуме — на показах эксклюзивной одежды.



Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение №: 339
Зарегистрирован: 07.10.07
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.08 19:53. Заголовок: Ксю, мои аплодисмент..


Ксю, мои аплодисменты! Тема шикарная!

Делай, что должен. Случится, чему суждено. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
прекраснейшая




Сообщение №: 789
Зарегистрирован: 01.02.07
Откуда: Россия, Петербург
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.08 20:26. Заголовок: очень здоровская тем..


очень здоровская тема!

Анастасия Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Графиня Теней




Сообщение №: 944
Зарегистрирован: 10.01.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.08 20:46. Заголовок: Вот, это вот в "..


Вот, это вот в "Двадцать лет спустя", герцогиня де Шеврез, наклеивающая мушки.


Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Графиня Теней




Сообщение №: 945
Зарегистрирован: 10.01.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.08 21:00. Заголовок: История костюма. ХVI..


История костюма.
ХVIII ВЕК. 1715-1801 гг.



Как мы видели, французская мода со времени царствования Людовика ХIV стала образцом для всего знатного модничающего мира. С течением времени эти моды проникают и в низшие классы европейского общества, и в ХVIII веке весь цивилизованный мир начинает одеваться на французский лад.
Сначала в отдаленных от Франции странах сильно отставали от "последнего крика моды", но с шестого десятилетия, когда в Париже начали периодически выходить модные журналы и гравюры, все "новинки" стали появляться и в других государствах одновременно с Парижем. Немцы, англичане, русские и другие народы вносили в одежды и "свое", но оно выражалось почти всегда только в деталях и не касалось основных форм костюма, создаваемых Парижем.
В конце века в Англии появляются самостоятельные формы одежды: фрак, редингот и т. п. Эти формы заимствуются Францией, несколько видоизменяющей их, и уже отсюда расходятся по всему миру.
Моды ХVIII века рождаются не из потребностей человека, они создаются не ради удобства, а исключительно ради изящества и вполне согласуются с утонченной жизнью этой эпохи.
Люди ХVIII века жили удовольствиями, иллюзиями, создавали вокруг себя ту обстановку, которая рождалась в их утонченных мечтах; они были то фермерами, то пастухами, то олимпийскими богами; их жизнь была украшена вымыслами, причудами - земля и настоящий мир были далеки от них.
Их гибель под ударом революции вполне естественна. дольше жить они не могли, ибо их утонченная жизнь и вкусы в конце века граничили с вырождением. Должны были явиться им на смену более здоровые люди, которые сумели бы из всего созданного ими извлечь ценное, сохранить прекрасное и выбросить выродившееся и безобразное. К сожалению, революционеры сделать этого не могли.

Французские моды. Регентство.
Людовик XV и Людовик XVI (1715-1791)


Эпоха Регентства (1715-1723) характеризуется девизом регента Филиппа Орлеанского: арrеs nоus lе dеlugе. Последние годы царствования Людовика ХIV, уставшего от чудовищных интриг своих любовниц и придворных, боявшегося за свою жизнь, носили мрачный и суровый характер, и эта мрачность и суровость отражались и на костюме. После его смерти наступила реакция. Аристократия под предводительством регента, сбросив с себя оковы строгого этикета, созданного госпожой де Ментенон, наслаждается жизнью. Галантные люди посвящают все свое время ухаживаниям, любовным интригам и похождениям. Большая часть жизни аристократии проходит в будуарах, в "таинственных" гротах, вообще в тех местах, куда не проникает нескромный глаз. Дамам во время их туалета прислуживают теперь уже не горничные, а камердинеры, и они "не стесняются менять при них свою рубашку". Современные модницы, вставая утром с постели, и во время туалета принимают гостей. libertinаgе и откровенная распущенность сменили чопорную скромность, скрытый разврат и строгий этикет времени г-жи де Ментенон.

Вступив на престол, молодой король, а с ним вместе и весь двор продолжают вести ту же легкомысленную жизнь, которую вели придворные во время Регентства, и это отражается на костюме.
У мужчин во время Регентства мы замечаем два рода платья: 1) легкое, свободное и 2) тяжелое, облегающее корпус. На картинах Ватто стройные талии действующих лиц скрыты под мягкими складками шелковых костюмов, под богатыми легкими кафтанами, а бесчисленные гравюры того времени знакомят нас и с другим родом кафтана, встречающимся в первые двадцать лет этого столетия, представляющим собой полукафтан с юбкой (l`habit a jupe), полы (юбка) которого, начиная от талии, падают неподвижными складками, чаще всего расположенными сзади.

Короткий камзол (vеstе) представляет собой длинный жилет с баской; эта баска достигала до половины бедер и была только немного короче верхнего кафтана; на ней были карманы, и ее носили расстегнутой наверху, чтобы выставить напоказ дорогую рубашку и кружевной галстук. Рукава кончались широкими обшлагами раструбами с петлицами; из-под них виднелась рубашка с кружевными манжетами. Штаны доходили только до колен. При застегнутом кафтане их не было видно; и только чулки, натянутые поверх штанов и стянутые подвязками, виднелись из-под колоколообразных фалд кафтана. Шпагу носили в кармане кафтана или жилета. Модники носили по-прежнему камышовую трость с набалдашником.
В царствование Людовика ХV верхнее платье становится проще, талия опускается очень низко, оно делается более коротким, менее пышным, менее разукрашенным, передние полы иногда закругляются, складки собираются сзади у боковых спинных швов; рукава доходят до самой кисти руки и кроятся такими же узкими, как и в настоящее время, только обшлага остаются широкими, раструбчатыми. Кафтан простого буржуа делается обыкновенно довольно длинным. К домашнему кафтану очень часто приделывается отложной воротник; однако встречаются и придворные кафтаны с отложными воротниками. Парадные платья украшаются бантами на плече до 1725 года, затем эта отделка исчезает.
Вместо плащей все стали носить рединготы. В виде верхнего или дорожного платья носили также так называемый rоquеlаurе. Эта одежда имела форму широкого, сшитого не по талии, расходящегося книзу и застегивающегося спереди пальто. К нему был приделан маленький воротник и большие карманы с широкими лацканами; рукава были длинные с узкими, закрытыми обшлагами. (По поводу обшлагов вообще необходимо заметить, что они делались в это время из той же материи, что и весь костюм.)
Vest'a, которая была почти не видна под верхним платьем, получила называние жилета, и это, действительно, был жилет без рукавов, но с баской. От современного нам жилета он отличается тем, что и перед его, и зад делались из одной и той же материи. С 1700 года полы кафтана при верховой езде отворачиваются наружу, а их углы пристегиваются с помощью пуговицы или крючка. Такой кафтан с пристегнутыми полами стал военным костюмом; он же был прототипом фрака.

При наличности жабо (jаbоt) шея поддерживалась воротником или несколькими оборами воротника вроде галстука из кисеи. Простые буржуа и солдаты носили галстук из плотной белой материи; поверх него они надевали другой галстук в виде полосы из черной материи, который закрывал белый галстук, оставляя видимой только узкую полоску сверху. Галстук с двумя спадающими вниз концами встречается изредка до 1750 года.
Штаны (lа сulоttе) расстегивались спереди в виде откидного фартука; этот покрой назывался, а роnt и вышел из употребления только в ХIХ веке. В то же время, как редкость, появились первые брюки (раntа-lоns), которые вначале надевались только при будничном костюме. С 1730 года штаны (сulоttе) стали носить поверх чулок, хотя до середины семидесятых годов изредка встречаются чулки и поверх штанов; штаны застегивались пряжкой под коленкой. Вместо принятых до сих пор красных или синих чулок стали носить белые или светлые; черные чулки носили духовные лица, судьи, учителя, они же носились при трауре.

Продолжение следует...

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Графиня Теней




Сообщение №: 946
Зарегистрирован: 10.01.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.08 00:00. Заголовок: Начало царствования..


Начало царствования Людовика ХVI повлекло за собой некоторые изменения костюма, в смысле упрощения его. Благодаря Людовику ХV и его правительству Франция была разорена. Новый король в начале царствования давал пример искреннего разрыва с прошлым, и окружающие поддерживали его в этом, но это продолжалось недолго.

Главные формы мужского костюма в эту эпоху остались такими же, какими были ранее, только изменился покрой; начинают подражать иностранным образцам: немецким, американским и в особенности английским.
В 1770 году у кафтана обрезаются накось полы по образцу английского frосk; воротник делается низким, стоячим. Задние пуговицы опускаются на таз; веерообразные, заутюженные складки на спинных боковых швах остаются такими же, как при Людовике ХV. Борт кафтана отделывается галуном или узкой шелковой цветочной гирляндой. Рукава становятся узкими и почти облегают руку у кисти. Уеst'а шьется короткополой. Она украшается, как и фрак, вышивкой или узким галуном. Пуговицы делаются из дерева и обшиваются той же материей, из которой сшит фрак (сукном, бархатом, шелком) и украшаются вышивкой. В 1780 году фрак кроится сильно открытым; в 1785 году к нему пришивается иногда открытый воротник
Открытый фрак и короткополый жилет стал при Людовике ХVI придворным костюмом (hаbitа lа frаnеаisе); он был в моде до разгара революции. В 1780 году от англичан был заимствован жилет (lе gillеt). Этот жилет, похожий на наш современный, кроился без пол, и только перед его делался из дорогой материи. Он был без рукавов.
Английский фрак с 1780 года начинает постепенно носить и буржуазия, мало-помалу он совершенно вытесняет широкий кафтан. Такой английский фрак носили обыкновенно застегнутым; спереди, выше жилета, он был горизонтально срезан; он этого выреза спускались вниз скошенные к заду фалды; они постепенно суживались и доходили до икр. Клапаны карманов находились почти на тазу. Под подбородком фрак был открыт, а стоячий отложной воротник закрывал шею. Пуговицы делались очень большими из металлов, рога и перламутра. Вместе с фраком носили жилет, облегающие штаны вроде рейтуз и иногда полувысокие сапоги с широкими отворотами, вроде ботфорт.
В это же время вошла в моду английская пуританская шляпа с прямыми полями, с высокой тульей в виде усеченного конуса; тулья украшалась лентой с пряжками; в 70-х годах появился цилиндр (американская шляпа квакеров). Шпаги с этим костюмом не носили, зато носили высокую сучковатую палку.

В большом ходу был в Париже "польский кафтан", украшенный шнурами, как на гусарке, и доходивший до икр. Одним из излюбленных видов верхнего платья был так называемый редингот - длинный кафтан до лодыжек со стоячим воротником.

Редингот, называемый lа lеvitе а l`аnglаisе, делался с тройным воротником и с двубортной застежкой на пуговицах или крючках.
При Людовике ХV был в моде бархат, сукно и шерстяные материи; летом их заменяли тик (lе koutil) и нанка (nankin). При Людовике ХVI употреблялись те же материи, а летом легкий шелк, белое полотно и кисея.
В конце царствования Людовика ХVI замечается какая-то небрежность в костюме, соединенная у аристократов с изысканностью.
Все стали признавать только домашний костюм (nеgligе). Обычно костюм, называемый nеgligе или еn сhеnillе, состоял из фрака без украшений, короткополой vеst'ы или жилета с узкой вышивкой, штанов темного цвета и цветных или полосатых чулок. Волосы при этом костюме очень часто оставались не напудренными. У аристократов этот домашний костюм приобрел очень изысканный вид.
Платье Thаbit а lа frаnsаisе и фрак (frас), хотя и шьются по прежнему образцу, имеют совсем новый вид вследствие то-го, что делаются из самых разнообразных пестрых и ярких материй, кажущихся иногда даже смешными на плечах почтенных вельмож.
Жилеты делаются такими же пестрыми и украшаются всевозможными вышивками.
Lеvitе а l`аnglаisе вместе с узкими кожаными штанами стал очень употребительным костюмом.
Прически, шляпы и башмаки. Роскошные парики с ниспадающими на плечи локонами значительно уменьшились в объеме во времена Регентства; длинные парики из трех частей после 1720 года сохранили только доктора (реrruquе а trоis mаrtеаuх), юристы (реrшquе in fоliо), и духовные лица (реrшquе саrrее); у остальных локоны стали разделяться на три части. на заднюю прядь, связанную лентой и называемую quеuе, или заплетенную и носящую название bоut dе rаt, или же остающуюся свободной и называемую lа finаnсiеrе; боковые пряди назывались саdеnеttеs.

Вскоре, с 1730 года, стали помещать "хвост" в разукрашенную сетку или в мешок с розеткой; сначала этот мешок употреблялся только при домашнем костюме (nеgligе), а затем очень быстро вошел в моду; его носили до 176О года; потом начинают носить косу без мешка, а с 1780 года снова иногда встречается мешок; позднее для простого костюма была придумана прическа catogаn, состоявшая из короткого и толстого узла волос, связанного лентой и висевшего на затылке. При Людовике ХV продолжали существовать накладные волосы (роstiсhеs) под разными названиями, как-то: реrruquеs саrrееs, dе biсhоn, а lа sаrtinе, а lа сirсоnstаnсе, а lа mоutоnnе mirlеtоn (прическа с косой и локонами на висках); различные классы употребляли различные накладки; так, у духовных лиц, у маленьких аббатов были свои особенные накладки; военные носили lа brigаdiеrе; судьи - lа реrшquе а bоudins. Всех их вытеснили lа quеuе и lе саtоgаn при Людовике ХVI, причем следует заметить, что никогда не употреблялось столько пудры, как в это время. Во время последней четверти столетия некоторые решительные "англоманы" стали носить длинные волосы без париков.
Треуголка (а trоis соmеs) была единственной модной шляпой при Людовике ХV. При парадном костюме на голову ее не надевали, потому что она могла испортить прическу, а носили под мышкой. Для поклона ее брали в правую руку и описывали ею полукруг вниз. Иногда для удобства такую шляпу делали совсем плоской, не надевающейся на голову (сhареаu bаs). Шляпы буржуа, ремесленников и солдат были довольно высокими с большими, торчащими кверху полями. Аббаты (вместе со своим черным модным костюмом и узким длинным плащом из тафты или саржи с гладким четырехугольным воротником) носили на парике (с косой в мешке) ермолку. (Во второй половине столетия плащ аббатов стал коротким и назывался "ласточкин хвост"; на голове они стали носить треуголку.)
При Людовике ХVI треуголка осталась парадным головным убором. "Англоманы, - говорит Кишера, - предпочитали jасkеу, или jосkеу, - маленькую, круглую шапочку." Ее носили также при будничном мужском костюме (nеgligе), о котором мы только что упоминали. В конце этого царствования треуголка утратила один из своих углов.
Всем известно, что Людовик ХIV носил высокие красные каблуки. При Людовике ХV снова стали носить остроконечные носки; вместо розеток из лент стали употреблять пряжки, а высокие каблуки также скоро вышли из моды, как и вошли в нее.

Сапоги с отворотами дополняли вышеупомянутый hаbit lеvitе, а простые сапоги с четвертого десятилетия стали делать с мягкими голенищами, которые подвязывались под коленом ремнем с пряжкой; наколенники из грубой кожи с раструбом пристегивались к ним отдельно; обыкновенно эти сапоги были черными, а наколенники делались иногда лакированными; изредка носили гамаши на пуговицах, те самые гамаши, которые с конца XVII века были в употреблении у солдат.
В 1780 году появляются у мужчин зимой громадные муфты.
Женский костюм ХVIII века, заимствованный у ХVII во втором десятилетии подвергся изменениям, заимствованным у англичан, однако его главные составные части остались те же: нижнее платье (lа jupe) и роба (lа robe), надевавшаяся сверху. Обе эти части стали украшать фалбалами (fаlbаlа), состоявшими из узких полос материи, собранных в складки, местами перехваченных и разделенных на буфы, или же воланами. Воланы делались из той же материи, что и платье, а фалбалы из другой. Во времена Регентства женское платье стало принимать в нижней своей части невероятные размеры. Снова появились фижмы (vеrtugаdins) под названием раniеrs (корзины). "Это был, - как говорится в современной энциклопедии, - род юбки, нашитой на обручи из китового уса, расположенные один под другим; самый широкий находился внизу, а все остальные суживались по мере того, как приближались к талии." Под раniеr пришивались особые набедренные подушки. Все это сооружение называлось колоколом (сlосhе), или куполом, или воронкой (Lеntоnnоir), но первые две формы скоро исчезли, и остался купол.

Остальное почитайте здесь.

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
прекраснейшая




Сообщение №: 792
Зарегистрирован: 01.02.07
Откуда: Россия, Петербург
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.08 16:39. Заголовок: Lady Shadow cпасибо!..


Lady Shadow cпасибо!Очень интересно!

Анастасия Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
админ




Сообщение №: 661
Зарегистрирован: 26.09.06
Откуда: Россия, Ростов
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.08 19:58. Заголовок: Lady Shadow, спасибо..


Lady Shadow, спасибо за темку! Очень интересно было почитать!

Оффтоп: Немного изменила ее название, надеюсь, ты не против?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Графиня Теней




Сообщение №: 948
Зарегистрирован: 10.01.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.08 20:10. Заголовок: Звезда моя, нет, кон..


Оффтоп: Звезда моя, нет, конечно...

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение №: 231
Зарегистрирован: 17.01.07
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.08 23:42. Заголовок: Lady Shadow Очень и..


Lady Shadow
Очень интересно! Спасибо!

Y asi sera! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение №: 234
Зарегистрирован: 17.01.07
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.01.08 13:08. Заголовок: история танца. ... ..


история танца.
... Танец всеми признан как очень приятное времяпровождение, незаменимое развлечение. И не столько сам танец, сколько те условия, в которых он существует, само явление бала.Слово «бал» означает «большой танцевальный вечер».Бал становится одной из важнейших частей общественной жизни.

Одно из известных развлечений на балах состояло в следующем: брали сюжет из какой-нибудь басни или истории, одевались в соответствующие сюжету и времени действия костюмы и составляли две-три кадрили, а иногда присоединяли к танцам и объяснительную декламацию. Истории известны блестящие маскарады во времена царствований Карла IX, Генрихов III и IV, Людовика XIII. Людовик XIV сам любил принимать участие в маскарадах и балах.
Танцы стали играть беспрецедентно важную роль — как социальную, так и политическую — на протяжении всей второй половины семнадцатого века. Будучи искусством социальным, танцы лучшим образом иллюстрировали повсеместное распространение принятых правил поведения. Танец был призван показать человеческое тело, полностью контролируемое танцором. Но кроме этого, танцор теперь представлялся не только как отдельная личность, а как часть группы, присоединяясь к общепринятому, «кодифицированному» языку жестов. Среди аристократии было принято постоянно контролировать позиции своего тела и осанку. Позы и поклоны являлись знаками уважения и одновременно — хорошего происхождения. На балах той эпохи стремились прежде всего блеснуть манерами, хорошим вкусом и связями. Кавалеры не выбирали дам самостоятельно - пары подбирались церемонимейстером. Каждая пара танцевала каждый танец по отдельности, выполняя шаги как можно более аккуратно под пристальными взглядами остальных гостей. Первым общим танцем стала куранта (courant), в исполнении которой принимали участие двенадцать пар танцоров, и которая была любимым танцем Луи XIV. В 1663 году в моду вошел менуэт (minuet), получивший имя «короля танцев». Менуэт требовал трехмесячной подготовки из-за достаточно сложной схемы шагов. «Кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо» — так резюмирует буржуазное общество свое отношение к менуэту на рубеже XVIII века.

Пожалуй, нигде так не увлекались танцем, так тщательно его не изучали, как во Франции в конце XVII века. При Людовике XIV балы достигли необыкновенного блеска. Они поражали роскошью костюмов и парадностью обстановки. Здесь правила придворного этикета соблюдались особенно строго.

Луи XIV самолично брал уроки танцев на протяжении двадцати лет, и обычно принимал участие во многих придворных балетных постановках, часто в роли Аполлона или Юпитера. Фактически, любой человек от принца до уличного музыканта мог принять участие в подобном костюмированном представлении-маскараде. В них участвовал даже кардинал Мазарини. Поначалу они имели довольно несвязную структуру, где каждый исполнитель вел свою роль так, как сам желал; но вскоре эти балетные постановки стали поручать профессиональным деятелям искусств, таким как композитор Жан-Батист Люлли (1633-1687).

В 1661 году Людовик XIV издает указ об организации Парижской Академии танца. В специальном королевском документе говорится, что Академия призвана способствовать воспитанию хорошей манеры у привилегированных классов, хорошей выправке у военных. Возглавили это учреждение тринадцать лучших учителей, назначенных Людовиком. В задачу Академии входило установить строгие формы отдельных танцев, выработать и узаконить общую для всех методику преподавания, совершенствовать существующие танцы и изобретать новые.

Академия проверяла знания учителей танцев, выдавала дипломы, устраивала вечера и всячески способствовала популяризации хореографического искусства. Новые танцы и движения деятели Академии часто заимствовали у народной хореографии, которая продолжала развиваться своими путями. Члены Академии пользовались рядом привилегий, которые были недоступны другим учителям танцев. И хотя многие из академиков использовали свой высокий пост для личной выгоды, Академия сыграла огромную роль в развитии танцевальной культуры Франции. Особенного расцвета она достигла в период, когда во главе ее стал Луи Бошан — знаменитый балетмейстер и учитель танцев короля. Многие из членов Академии положили начало современной теории танца. К ним относятся Фёлье, Пекур, Маньи, Рамо.

На балах Людовика XV, богатых и красочных, придворный этикет был уже менее строгим. От убранства залов и гостиных, от элегантно-изысканных нарядов и легких танцев веяло утонченной грацией и подчеркнутой манерностью.

По указу Людовика XV вводятся платные общественные балы в здании оперного театра. Первый такой многолюдный публичный бал состоялся в 1715 году.

Народный и бытовой танец Франции XVI-XVII веков сыграл исключительно большую роль в развитии балетного театра и сценического танца. Хореография оперно-балетных представлений XVI, XVII и начала XVIII века состояла из тех же танцев, которые придворное общество исполняло на балах и празднествах. Только в конце XVIII века происходит окончательное разграничение бытового и сценического танцев. Ряд движений, на которых построены гавот, гальярда и особенно менуэт, легли в основу лексики классического танца [4].

Cемнадцатый век явился родоначальником следующих танцев: ригодон, менуэт, гавот, англез, экосез, контрданс, бурре, канари, сарабанда. Кроме них, в обиходе остаются и танцы, ставшие популярными в прошлом веке: аллеманда, пассакалья, чакона, куранта, жига (или джига). В конце семнадцатого столетия появляются также паспье и кадриль.

Но прежде, чем рассмотреть каждый из этих танцев, следует ознакомиться с понятием сюиты, которое во многом определяло музыкально-танцевальные вкусы рассматриваемой эпохи.

Сюита к оглавлению
Сюита (франц. suite, буквально — ряд, последовательность) — 1) циклическое инструментальное произведение из нескольких самостоятельных пьес, для которого характерны относительная свобода в количестве, порядке и способе объединения частей, наличие жанрово-бытовой основы или программного замысла. Термин «сюита» возник в XVI веке во Франции, изначально обозначая цикл из нескольких разнохарактерных бранлей, исполняемый на лютне, а в другие страны проник в XVII-XVIII веках, но до второй половины XIX века большого распространения не получил. Ныне термин является родовым жанровым понятием, имеющим исторически различное содержание, и используется для выделения сюиты среди других циклических жанров (сонаты, концерта, симфонии и др.).

Старинной сюитой XVII-XVIII вв. называются циклы лютневых, а позднее клавирных и оркестровых танцевальных пьес, которые контрастировали по темпу, метру, ритмическому рисунку и объединялись общей тональностью, реже — интонационным родством. В XV-XVI вв. прообразом сюиты послужили серии из трех и более танцев (для различных инструментов), сопровождавших придворные процессии и церемонии, а также парные объединения контрастных танцев (павана — гальярда, пассамеццо — сальтарелло и др.). С середины XVII века танцевальная сюита, утратив прикладное назначение, бытует преимущественно под названиями партита (нем.), lessons (англ.), balletto, sonata da camera, ordre (франц.), а иногда как «собрание клавирных пьес» (Г. Ф. Гендель). В различных национальных школах и у разных композиторов складывается свой типизированный набор и порядок пьес. Наиболее типичной основой для танцевальной сюиты послужил набор танцев, сложившийся в сюитах И. Я. Фробергера: аллеманда — куранта — сарабанда — жига.

Художественных вершин в этом жанре достигли И. С. Бах (французские и английские сюиты, партиты для клавира, для скрипки и виолончели соло) и Г. Ф. Гендель (17 клавирных сюит). В их время сюита уже содержит много частей. Аллеманда предварялась прелюдией, увертюрой, преамбулой, фантазией, токкатой и др. Между курантой, сарабандой, жигой включались другие танцы (иногда по два или с дублем — орнаментальной вариацией) в соответствии с национальными традициями (менуэт, бурре, гавот, паспье, ригодон, мюзет, лур, полонез, форлана, сицилиана, тамбурин, англез, хорнпайп). Также вводились пьесы нетанцевальные (ария, рондо, скерцо, бурлеска, каприччо, чакона, пассакалья), с программными подзаголовками или только обозначениями характера и темпа. В творчестве Ж. Б. Люлли, Г. Муффата, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана распространены оркестровые сюиты, чаще называвшиеся увертюрами. Сюиты для клавесина французских композиторов (Ж. Шамбоньер, Ж. А. д'Англебер, Л. К. Дакен, Ж. Ф. Дандриё, Л. и Ф. Куперены, Ж. Ф. Рамо) представляют собой собрания жанрово-пейзажных музыкальных зарисовок (до 20 пьес и больше в сюите). Со второй половины XVIII века старинная сюита вытесняется другими жанрами, и попытки ее возрождения в прежнем виде широкого распространения не получили, однако к сюите обращались с целью стилизации, переосмысливая жанр в соответствии с современными традициями.
В России перелом в культуре балов произошел при Петре I.
После замены длинных мужских костюмов на короткие камзолы русские пляски ушли из придворного быта – вместо них Петром были введены иноземные танцы. По указу царя под страхом жестокого наказания всем российским девушкам было приказано танцевать. Русские дамы и кавалеры обучались менуэту, полонезу и контрдансу у пленных шведских офицеров.

Сам Петр, его супруга Екатерина и дочь Елизавета принимали участие в танцах и танцевали очень грациозно. По сути, в это время в России безобидные танцы превратились в своеобразное орудие социальной борьбы с «реакционным боярством». Отношение к танцам как к серьезному, чуть ли не государственному делу отражалось во всем порядке танцевальных ассамблей (именно так тогда назывались балы). Неумение танцевать становится позорным, и потому бояре выписывают себе учителей, которые обучали танцам и одновременно хорошему тону.

На ассамблеях были установлены строго регламентированные правила поведения, манера общения с дамой в танце и даже в поклонах. Стремление к красоте включало в себя и точный порядок разнообразных действий как в самом танце, так и вне его. На петровских ассамблеях танцевали перенесенные из Франции менуэт, павану, куранту, англез и другие танцы. Более того, Петр сам изобрел особый танец – гораздо более оживленный. Танец был очень похож на немецкий гроссфатер. Позже, при Анне Иоанновне, в моду вошли также русские танцы.


На балах и маскарадах XIX века (1830-е годы) были также широко распространены танцы. Традиционно бал открывался полонезом, который в торжественной функции первого танца сменил менуэт. Не обходились и без другого польского танца – мазурки, ставшей международным бальным танцем. Непременным атрибутом бала являлся и вальс. В это же время появился еще один танец, успех которого затмил популярность всех остальных – полька. Завершался бал традиционно танцем-игрой котильоном – прощальным выступлением всех участников. Танцевали в то время и различные виды контрданса – гроссфатер, экоссез, англез, матредур, и особенно часто – французскую кадриль.



Рассмотрим теперь каждый из танцев в отдельности.

Ригодон
Ригодон (франц. rigaudon, rigodon) — французский танец. Музыкальный размер 2/2, alla breve. Включает три-четыре повторяющихся раздела с неравным количеством тактов. Получил распространение в XVII веке. Название, согласно Ж. Ж. Руссо, происходит от имени его предполагаемого создателя Риго (Rigaud). Ригодон — видоизменение старинного южнофранцузского народного хороводного танца. Входил в состав танцевальной сюиты. Использовался французскими композиторами в балетах и балетных дивертисментах опер.

Аллеманда
Аллеманда (франц. allemande, букв. — немецкая; danse allemande — немецкий танец) — старинный танец немецкого происхождения. Как бытовой и придворный танец аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века. Размер двудольный, темп умеренный, мелодика плавная. Обычно состояла из двух, иногда трех-четырех частей. В XVII веке аллеманда вошла в сольную (лютневую, клавесинную и др.) и оркестровую сюиту в качестве первой части, став торжественной вступительной пьесой. Во второй половине XVIII в. под названием «аллеманда» распространился новый немецкий танец в быстром темпе, трехдольного размера.

Менуэт
Менуэт (франц. menuet, от menu — маленький, мелкий; menu pas — маленький шаг) — старинный французский народный танец. Пережив на несколько столетий одновременно с ним возникшие хореографические формы, он сыграл большую роль в развитии не только бального, но и сценического танца. Родиной менуэта считают Бретань, где его исполняли непосредственно и просто. Свое название он получил от pas menus, характерных маленьких шагов. Как и большинство танцев, возник из французского крестьянского бранля — так называемого "бранля Пуату" (из одноименной французской провинции). При Людовике XIV стал придворным танцем (ок. 1660-1670). Музыкальный размер 3/4. Музыку менуэтов создавали многие композиторы (Ж. Б. Люлли, К. В. Глюк).
В России менуэт появился в начале XVIII века (менуэты танцевали на ассамблеях Петра I). Первоначально менуэт складывался из двух частей по восемь тактов с повторениями каждой части. Позднее возникли усложненные трехчастные формы. Менуэт появлялся в симфониях, в сонатах, квартетах и других произведениях циклических форм .

Как и многие другие танцы, возникшие в народе, менуэт в своей первоначальной форме был связан с песнями и бытовым укладом данной местности. Исполнение менуэта отличалось изяществом и грацией, что немало способствовало его быстрому распространению и популярности в придворном обществе.

Любимым танцем королевского двора менуэт становится при Людовике XIV. Здесь он теряет народный характер, свою непосредственность и простоту, приобретает величественность и торжественность. Придворный этикет наложил свой отпечаток на фигуры и позы танца. В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений.

Аристократическое общество тщательно изучало поклоны и реверансы, часто встречающиеся по ходу танца. Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям. Менуэт все больше и больше обретал черты танцевального диалога. Движения кавалера носили галантно-почтительный характер и выражали преклонение перед дамой. Исполнители менуэта двигались по определенной схеме, придерживаясь строгого композиционного рисунка. Схем существовало много, хотя между ними нетрудно найти общие черты. Президент Парижской Академии танца Луи Бошан — учитель Людовика XIV — предложил схему в виде буквы S. Тауберт в своем труде описывает схемы в виде восьмерки, двойки, букв S и Z. Известный танцовщик Пекур, став президентом Академии танцев, настаивает на схеме в виде буквы Z. Постепенно она становится каноничной. При французском дворе менуэт очень скоро стал ведущим танцем. Его называли «королем танцев и танцем королей». Исполнители располагались строго по рангам. В первой паре шли король и королева, после них — дофин с одной из знатных дам. Отсюда возникли названия: менуэт de la Reine и менуэт de Dauphin. Долгое время менуэт исполнялся одной парой, затем число пар стало возрастать. Менуэту обучались долго, несмотря на его незамысловатый основной шаг. Это объясняется тем, что очень трудно давалась манера исполнения. Переход от одного движения к другому должен был совершаться без рывков и в точном ритме, плавно, красиво. Особенно сложной была мужская партия, в которой большую роль играли движения со шляпой. Ее следовало элегантно снять во время реверанса, красиво держать попеременно то в одной, то в другой руке, а затем непринужденно надеть. Руки танцующих, мягкие, пластичные, с красивым изгибом кистей, дорисовывали позы менуэта. В менуэтах XVII века они имели своеобразную позировку: их не полагалось поднимать высоко, соединение рук танцующих должно было происходить мягко, плавно. Медленный менуэт в XVIII веке сменил скорый. Если при исполнении медленного менуэта главным было точное выполнение заранее предусмотренной схемы, то для скорого свойственно ускорение темпа, введение ряда сложных движений; руки разрешалось поднимать высоко в различных позах. В менуэте XIX века изменяются не только движения рук. Музыкальный размер, определяющий характер основного па менуэта, который в XVII веке занимал два полных такта по 3/4, стал занимать один такт [6].

Гавот
Гавот (франц. gavotte, от провансальского gavoto, букв. — танец гавотов, жителей провинции Овернь во Франции) — старинный французский крестьянский хороводный танец. Музыкальный размер — 4/4 или 2/2, темп умеренный. В XVI веке термином «гавот» обозначали последовательность нескольких двойных бранлей, а также заключительную часть некоторых сюитных бранлей [7]. Французские крестьяне исполняли его легко, плавно, грациозно, под народные песни и волынку. Схема танца — открытый или закрытый круг, участники которого проделывали одни и те же движения. Каждый круг имел ведущую пару из числа лучших танцоров. Кавалер этой пары по своему вкусу варьировал движения, которые затем исполнялись остальными. В конце танца из круга выходила пара, которая продолжала танец. Когда это соло заканчивалось, молодой человек дарил своей партнерше букет цветов. Но гавот XVI века не получил широкого распространения и вскоре был забыт.

В XVII веке гавот стал придворным танцем, приобрел грациозный и жеманный характер. Его пропагандируют не только учителя танцев, но и самые известные художники: пары, исполняющие гавот, переходят на полотна Ланкре, Ватто, изящные позы танца запечатлеваются в фарфоровых статуэтках.

Но решающая роль в возрождении этого танца принадлежит композиторам, которые создают очаровательные мелодии гавота и вводят их в самые различные музыкальные произведения [8].

Вышел из употребления ок. 1830 года, хотя и сохранился в провинции, особенно в Бретани. Типичная форма — трехчастная da capo; иногда средней частью гавота является мюзет. Является постоянной частью танцевально-инструментальной сюиты [9].

Мюзет
Мюзет (франц. musette, основное значение — волынка, от старофранц. muse — дудка) — 1) разновидность французской волынки; 2) гобой-пикколо; 3) органный регистр; 4) французский старинный народный танец. Размер — 2/4, 6/4 или 6/8. Темп быстрый. Исполнялся под аккомпанемент волынки (отсюда и название). В XVIII веке вошел в придворные оперно-балетные дивертисменты.

Англез
Англез (франц. anglaise; danse anglaise — английский танец) — общее название различных народных танцев английского происхождения в Европе (XVII-XIX вв.). По музыке близок к экосезу, по форме — ригодону. Многие композиторы (И. Фишер, Ф. Филидор, И. С. Бах) включали танцы типа англеза в инструментальные сюиты.

Экосез
Экосез, экоссез (франц. ecossaise, danse ecossaise — шотландский танец) — старинный шотландский народный танец. Первоначально музыкальный размер — 3/2, 3/4, темп умеренный, сопровождался волынкой. В конце XVII века появился во Франции, затем под общим названием «англез» распространился по всей Европе. Позднее стал веселым парно-групповым танцем быстрого темпа, в двудольном размере. Особенную популярность приобрел в первой трети XIX века (как разновидность контрданса). Музыкальная форма экосеза представляет собой две повторяющиеся 8- или 16-тактовые части.

Контрданс
Контрданс (франц. contredanse, от англ. country-dance, букв. — деревенский танец) — старинный английский танец. Впервые упоминается в литературе в 1579 г. Возможно участие в контрдансе любого количества пар, образующих круг (round) или две противоположные линии (longways) танцующих. Музыкальные размеры — 2/4 и 6/8. В XVII веке контрданс появился в Нидерландах и Франции, получив наибольшее распространение в середине этого века и оттеснив менуэт. Общедоступность, живость и универсальность контрданса сделали его в последующих столетиях популярным в Европе. Многочисленными разновидностями контрданса стали кадриль, гросфатер, экосез, англез, тампет, лансье, котильон, матредур и другие танцы. Многие мелодии контрдансов впоследствии подтекстовывались, превращаясь в массовые песни; становились основой водевильных куплетов, песен в балладных операх. К середине XIX века контрданс утрачивает популярность, но сохраняется в народном быту (Англия, Шотландия). Возрождается в XX веке.

Бурре
Бурре (франц. bourree, от bourrer — делать неожиданные скачки) — старинный французский народный танец. Возник около середины XVI века. В различных районах Франции бытовали бурре двудольного и трехдольного размеров с острым, часто синкопированным ритмом. С XVII века бурре — придворный танец с характерным чётным размером (alla breve), быстрым темпом, четким ритмом, затактом в одну тактовую долю. В середине XVII века бурре вошел в инструментальную сюиту в качестве предпоследней части. Люлли включал бурре в оперы и балеты. В первой половине XVIII века бурре — один из популярных европейских танцев.

Канари
Канари (франц. canarie; итал. и испан. canario) — бальный и сценический танец. Пользовался популярностью во Франции и Италии в XVI-XVII вв. Происхождение названия не вполне ясно; одна из версий — от народного танца Канарских островов, проникшего во Францию через Испанию [10]. Описания его весьма противоречивы, т. к. он постоянно претерпевал видоизменения, превратившись, в конце концов, в «шакон» — один из любимых танцев Луи XIII [11]. Темп быстрый, музыкальный размер 3/8, 6/8 или 3/4, первая доля такта почти всегда пунктированная. Состоит из двух повторяющихся периодов по восемь тактов. В XVII веке вошел в профессиональную музыку, сблизившись с жигой. Канари использован в операх Люлли, Перселла, в оркестровых сюитах, в клавирной музыке Шамбоньера и Куперена.

Сарабанда
Сарабанда (испан. zarabanda) — старинный испанский танец. Упоминается с 1569 года. В 1583 году запрещен в Испании. В эпоху Возрождения исполнялся озорно, темпераментно, под аккомпанемент барабана, кастаньет, гитары, сопровождался пением. Музыкальный размер 3/4. Первый печатный образец сарабанды содержится в «Nuova inventione d'intavolatura» Дж. Монтесардо (1606, Флоренция). С 1618 в Испании — придворный танец, приобретший торжественный, величественный характер. Во Франции с середины XVII в. сарабанда уподобилась менуэту; получила распространение также как инструментальная пьеса. В XVII веке в европейских странах сосуществовали различные виды сарабанды (в характере торжественного шествия и более подвижный). Для жанра сарабанды характерен трехдольный метр (3/4 или 3/2) с акцентом на второй доле такта, медленный темп.

Пассакалья
Пассакалья (ит. passacaglia; исп. pasacalle, от исп. pasar — проходить и calle — улица) — песня, позднее танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с праздненства (отсюда и название). В XVII веке пассакалья получила распространение во многих европейских странах и, исчезнув из хореографической практики, стала одним из ведущих жанров инструментальной музыки. Её определяющие черты: торжественно-траурный характер, медленный темп, трехдольный метр, минорный лад.

Чакона
Чакона (исп. chacona; ит. ciaccona; возможно, звукоподражательное происхождение) — первоначально народный танец, известный в Испании с конца XVI в. Музыкальный размер 3/4 или 3/2, темп живой. Сопровождался пением и игрой на кастаньетах. Со временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера, как правило в миноре, с акцентом на второй доле. В Италии чакона сближается с пассакальей, обогащаясь вариациями. Во Франции чакона становится балетным танцем. Люлли ввел чакону в качестве заключительного номера в финал сценических произведений. В XVII-XVIII вв. чакона включается в сюиты и партиты. Во многих случаях композиторы не делали различий между чаконой и пассакальей. Во Франции оба названия использовались для обозначения произведений типа куплетного рондо. Чакона имеет много общего также с сарабандой, фолией, английским граундом. В XX в. практически перестала отличаться от пассакальи [12].

Куранта
Куранта (франц. courante, букв. — бегущая) — придворный танец итальянского происхождения. Получил распространение на рубеже XVI-XVII вв. Первоначально имел музыкальный размер 2/4, ритм пунктирный, танцевали ее вдвоем с легкой припрыжкой при прохождении вокруг залы, кавалер держал даму за руку. Казалось бы это совсем просто, однако требовалась достаточно серьезная подготовка, чтобы куранта была благородным танцем с красивыми жестами и правильными соразмеренными движениями ног, а не заурядным образцом пешего хождения по зале. В этом умении «ходить» (древние греки употребляли глагол «шествовать») заключался секрет куранты, которая явилась родоначальницей многих других танцев. Кто хорошо танцевал куранту, тому казались легкими и все остальные танцы — ее можно назвать грамматической основой танцевального искусства. В другой форме куранты кавалер и дама двигались самостоятельно. Отсюда возникла куранта с фигурами — Courante figuree. Любимая из фигурных курант выглядела так: три кавалера брали за руки трех дам и вели их под музыку на другой конец залы, оставив дам, один из кавалеров припрыгивал, делал разные жеманные жесты с грациозными движениями и снова подходил к одной из дам с предложением следовать за ним. То же делали и другие кавалеры. Получив отказ, они становились на колени перед дамами. Те, поколебавшись, подавали руки, и тут начиналась настоящая куранта, то есть хождение вокруг залы. Шествие вскоре временно прекращалось, чтобы кавалеры и дамы могли блеснуть красотою движений и изяществом манер. В XVII веке в Париже в танцевальной академии разработали куранту, которая стала прототипом менуэта, впоследствии вытеснившего свою прародительницу. Изначально, как уже говорилось, куранта исполнялась с припрыжкой, позднее — мало отделяясь от земли (terre a terre). По своему происхождению, по одной версии, куранта чисто французский танец, по другой, принесен в Париж из Италии, где был известен под именем Corrente («течение воды»), вследствие того, что при его исполении наблюдалось плавное колебание колен, при медленных скользящих движениях ног, напоминавших рыбу, нежно опускающуюся в воду и затем снова поднимающуюся на поверхность [13]. Отличительными чертами французского вида куранты являются умеренный темп, размер 3/2 или 6/4, частая смена ритмических группировок, характер торжественный, плавный; итальянская же куранта имеет быстрый темп, постоянный музыкальный размер 3/4 или 3/8. В профессиональной музыке куранта сохранялась до первой половины XVIII в. (инструментальные сюиты Баха, Генделя). Обычно куранта начинала все танцевальные вечера, впоследствии ее место занял «польский» танец [14].

Жига
Жига (франц. gigue; англ. jig; нем. Gigue) — быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Первоначально жига была парным танцем. Пьесы под этим названием встречаются уже в XVI в. В XVII в. танец стал популярным в странах Западной Европы. В лютневой музыке Франции XVII в. получила распространение жига в четырехдольном размере. В различных странах, в творчестве разных композиторов жига приобретала разнообразные формы и размеры — двудольные, трехдольные, четырехдольные [15].

Паспье
Паспье (франц. passe-pied) — старинный французский танец, возникший, по-видимому, в Северной Бретани. В народном быту музыка танца исполнялась на волынке или пелась. Крестьяне Верхней Бретани издавна знали этот темпераментный танец. В конце XVI века пасспье становится очень популярным. В праздничные дни экспансивные парижане охотно отплясывали его на улице. На французских придворных балах пасспье появляется в самом конце XVI столетия. В первой половине XVII века его начинают танцевать в различных салонах Парижа. Музыкальный размер придворного пасспье 3/4 или 3/8, начинается с затакта. Пасспье близок к менуэту, но исполнялся в более быстром темпе. Теперь этот танец включал множество мелких, подчеркнуто ритмичных движений. Во время танца кавалер должен был с необыкновенной легкостью снимать и надевать шляпу в такт музыке. Паспье включался в инструментальную сюиту между ее основными танцевальными частями (обычно между сарабандой и жигой). В балетных номерах опер пасспье использовали композиторы Кампра, Рамо, Глюк и др. В 1890 году Жорж Дера опубликовал композицию «Пасспье de la Reine». Она состояла из восьми фигур, включающих большое количество трудных, часто повторяющихся движений [16].

Кадриль
Кадриль (франц. quadrille, от испан. cuadrilla, букв. — группа из четырёх человек, от лат. quadrum — четырехугольник). Танец, распространённый у многих европейских народов. Строится из расчета на четыре пары расположенные квадратом. Музыкальный размер, как правило, 2/4. Состоит из пяти-шести фигур, каждая имеет свое название и сопровождается особой музыкой. С конца XVII до конца XIX в. кадриль была одним из наиболее популярных салонных танцев [17].



Y asi sera! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Графиня Теней




Сообщение №: 953
Зарегистрирован: 10.01.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.01.08 18:22. Заголовок: Эсмеральда, спасибо...


Эсмеральда, спасибо.

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
заядлый дуэлянт




Сообщение №: 521
Зарегистрирован: 30.11.06
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.02.08 15:36. Заголовок: Эсмеральда, спасибо!..


Lady Shadow, Эсмеральда, спасибо!

Но я все же предложил бы перенести эту тему в раздел "Исторические документы и интересные факты". Впрочем, право решения всегда остается за нашими милыми админами...

С уважением,
Freelancer.

Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому! (с) Генерал Л.Г. Корнилов.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
мисс Конгениальность




Сообщение №: 148
Зарегистрирован: 20.02.09
Откуда: Россия, Оренбург
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.09 17:49. Заголовок: Хочу сказать относит..


Хочу сказать относительно косметики и макияжа в 17-18 веков.Поскольку здесь, по-моему мнению, это тема была раскрыта не до конца.
В те времена большое внимание уделялось подведению глаз и ресниц, но основной акцент делался на выбеливании лица. В XVII в. появилась мода на пудру. Ее смешивали с яичным белком и в таком виде наносили на кожу: чем толще, тем лучше. Пудра и румяна накладывались толстым слоем. На балах дамам по несколько раз за вечер приходилось поправлять грим, так как цинковые белила, очень модные в то время, подсыхая, отваливались кусками с лица. Английская королева Елизавета I прорисовывала на слое пудры голубым кровеносные сосуды, чтобы придать коже полупрозрачный вид.
В XVIII веке появились накладные брови. Их изготавливали из кусочков мышиных шкурок. Ну а поскольку столь "прекрасная" дама могла не на шутку пленить сердце даже отъявленного Казановы, Сенат во Франкфурте издал указ, который признавал брак недействительным, если мужчину заставляли вступить в брак обманом, используя разные подложные средства, как то: румяна, белила, помаду, накладные волосы, вставные зубы и тому подобное. Женщину в таком случае судили за колдовство.
Кроме того, как уже писалось ранее, широко использовались различные мушки (искусственные родинки овальной, круглой формы или в виде звездочек.) Причем, что интересно, в их расположении не допускалось никакой случайности: был издан трактат о расположении мушек с точным указанием их длины и формы. Так, мушка около глаза означала неотразимость, у уголка рта - страсть к поцелуям, над губой - лукавство, на носу - решимость, на лбу - величавость, а на щеке - галантность.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
мисс Конгениальность




Сообщение №: 149
Зарегистрирован: 20.02.09
Откуда: Россия, Оренбург
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.09 17:53. Заголовок: Относительно пудры и..


Относительно пудры и румян это конечно жуткое зрелище... когда все это отваливается кусками... Я вообще до последнего думала, что в те времена почти не красились, а если и красились, то без фанатизма.. Видимо я ошибалась..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
мисс Конгениальность




Сообщение №: 156
Зарегистрирован: 20.02.09
Откуда: Россия, Оренбург
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.09 18:25. Заголовок: Кстати, от чего бы в..


Кстати, от чего бы вы думала, дамы так, якобы, невзначай падали в обморок на том же балу...?! Это совсем не привлекающий маневр для потенциального кавалера и не эмоциональность и чувствительность... Это ни что иное как последствие нанесенного на кожу лица мощного слоя грима просто не позволяющего коже дышать.. отсюда и обмороки.. Не удивительно! В фильме все на много "спокойней" и "приглушенней", чтоб зритель не обалдел от, не побоюсь этого слова, мертвецки-белого цвета лица.. а именно так и выглядели дамы прошлых веков в действительности, что достаточно явно отражено на картинах художников, изображавших царственных особ и приближенных к ним.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
в душе гардемарин




Сообщение №: 328
Зарегистрирован: 23.04.08
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.09 20:30. Заголовок: Какие интересные ста..


Какие интересные статьи! Спасибо всем!

Выше нос! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение №: 9
Зарегистрирован: 12.03.09
Откуда: РФ
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.09 18:13. Заголовок: Кстати, от чего бы в..



 цитата:
Кстати, от чего бы вы думала, дамы так, якобы, невзначай падали в обморок на том же балу...?! Это совсем не привлекающий маневр для потенциального кавалера и не эмоциональность и чувствительность... Это ни что иное как последствие нанесенного на кожу лица мощного слоя грима просто не позволяющего коже дышать.. отсюда и обмороки..



Извините, поправлю: в обморок падали из-за различных корсетных приспособлений, которые резко сужали грудную клетку, сжимая легкие и диафрагму. Худо-бедно в такой сбруе можно было еще дышать при спокойном образе существования, но учитывая, что на балах и танцевали, и флиртовали...
Учащалось сердцебиение, возникала потребность в глубоких и частых вдохах. Но возможны были лишь поверхностные и частые.
Вот при общей нехватке кислорода (а не местной/кожной - как в случае с белилами на лице) барышня и валилась в обморок.
Если только не иллюстрировала известное выражение "Когда женщина падает в обморок, она знает, что делает"

Кстати, недоверчивые могут проверить на себе: лягте поудобнее, чтобы не упасть, а затем совершите серию частых, но поверхностных вдохов.
Довольно скоро ощутите головокружение. До обморока доводить эксперимент не следует, достаточно экстраполировать ощущения, например, в ситуацию бала-маскарада.

Если вам показалось, что моё сообщение оскорбило вас - прочтите его ещё раз. Либо вы осознаете его истинный смысл, либо можете считать себя оскорблёнными дважды. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение №: 11
Зарегистрирован: 12.03.09
Откуда: РФ
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.09 23:47. Заголовок: Краткий экскурс в историю веера


Классическая форма веера из деревянных или часто костяных пластинок, соединенных штифтом и часто обтянутых бумагой или тканью, раскрываемая полушарием была изобретена в Китае и получила распространение в Европе в XVI веке.
Первоначально веер был атрибутом благородной дамы или даже светского юноши. Эпоха барокко вводит моду на разрисованные веера с зеркальцем посередине, обрамленные страусиными или павлиньими перьями.
С XVII века веера проникли и в среду обычных горожан.

Язык веера, появившийся во Франции в эпоху Людовиков, а потом перекочевавший вместе с веером и в Россию, сложен ныне для понимания.
Он дошел до нас, в основном, в виде противоречивых описаний, не подкрепленных иллюстрациями. Человеком своего времени он «читался» в процессе разговора, по перемене положения веера, движению руки, по количеству открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных «листиков».
Хотя веер находился в руках женщины, знать все тонкости тайного языка должен был мужчина, которому адресовались послания.

Язык веера имел много вариаций в зависимости от общественного круга и даже города.
В европейских странах веер носили подвешенным на шелковой петле на правом запястье, а в Испании - и на правой и на левой руке; от этого значение изменялось.
Положение в правой руке имело более смелое, положительное значение; в левой - "специальное", адресованное тайному зрителю, оно должно было привлечь внимание.
Часто к вееру прилагалась инструкция для пользователей, которую, вероятно, старательно изучали красавицы того времени.

Это был тайный язык влюбленных, поэтому в портретах XVIII века изображения дам с веером встречаются не часто, а если они и есть, веер, как правило, «молчит» (он закрыт). Это вполне объяснимо: портрет предназначался для потомков, и подробностей интимного характера в нем отражать не предполагалось.

Закрытые веера на русских портретах XVIII века свидетельствуют скорее о приближении изображенной к брачному возрасту, когда женщины как раз и начинали «обмахиваться».
В конце XVIII века в России появляются портреты дам с полуоткрытыми веерами, но это свидетельствует скорее о провинциализме художника и модели, не знавших в совершенстве, в отличие от столичных художников установлений и правил поведения аристократии.

А теперь самая суть.

В 1911 году в Москве вышел сборник правил хорошего тона, в котором несколько страниц посвящено искусству владения веером: «Хороший тон. Сборник правил, наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни», составленный «по лучшим русским и иностранным источникам А. Комильфо».
В этом сборнике рассказывалось о значениях цвета веера и знаменитом «языке веера».

Цветовое значение.

Белый – невинность;
Чёрный с белым – нарушенный мир;
Чёрный – печаль;
Розовый с голубым – любовь и верность;
Красный – радость, счастье;
Жёлтый – отказ;
Зелёный – надежда;
Голубой – постоянство, верность;
Коричневый – недолговременное счастье;
Убранный блёстками – твёрдость и доверие.
Вышитый серебром - скромность,
Вышитый золотом – богатство.

Эмоциональный фон.

«Расположение, симпатия, любовь» - подать человеку веер верхним концом.
«Презрение» - подать веер нижним концом (ручкой вперёд).
«Сомнение» - закрывающийся веер.
«Отрицание» - закрытый.
«Скромность, неуверенность» - веер, раскрытый менее чем на четверть.
«Одобрение» - раскрывающийся веер.
«Безоговорочная всеобъемлющая любовь» - полностью раскрытый веер (иногда напрашивание на любовь).
«Волнение от известий» - резкие быстрые взмахи.
«Ожидание» - похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони.
«Нерешительность» - прикрывание половины лица и глаза веером, раскрытым на треть.
«Кокетство» - прикрытый подбородок и часть щеки с одновременным наклоном головы и улыбкой.
«Поощрение» - замедленное помахивание веером раскрытым на «S»
«Благодарность» - раскрывающийся веер с одновременным наклоном головы.
«Невозможность» - полураскрытый, опущенный вниз веер.

Движения веером.

«Чтобы выразить веером согласие «да» – следует приложить веер левой рукой к правой щеке.
«Нет» – приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
«Вы мой идеал» – дотронуться открытым веером до губ и сердца.
«Я вас люблю» – правой рукой указать закрытым веером на сердце.
«Я вас не люблю» – сделать закрытым веером движение в сторону.
«Я к вам не чувствую приязни» – открыть и закрыть веер, держа его перед ртом.
«Мои мысли всегда с вами» – наполовину открыть веер и провести им несколько раз по лбу.
«Верить ли вашим словам?» – закрытый веер держать у левого локтя.
«Будьте осторожны, за нами следят» – открытым веером дотронуться до левого уха.
«Молчите, нас подслушивают» – дотронуться закрытым веером до губ.
«Мои слова не должны быть переданы другим» – правой рукой держать открытый веер и прикрыть им левую руку.
«Ваши слова умны» - приложить закрытый веер ко лбу.
«Желаете меня выслушать?» – открыть и закрыть веер.
«Выскажитесь яснее» – наклонить голову, рассматривая закрытый веер.
«Не приходите поздно» - правую сторону открытого веера держать перед тем, с кем ведется разговор, а затем быстро закрыть его.
«Я не приду» – держа веер левой стороной перед тем, с кем идет речь, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.
«Я приду» - держа веер левой стороной перед тем, с кем идёт разговор, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.
«Я жду ответа» – ударить веером по ладони.
«Я буду исполнять ваши желания» – открыть веер правой рукой и снова закрыть.
«Мужайтесь!» – открытый веер приложить к груди.
«Делайте, как я хочу» – закрытый веер держать посередине.
«Не приходите сегодня» – провести закрытым веером по наружной стороне руки.
«Вы меня огорчили» – быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.
«Простите меня» – сложить руки под открытым веером.
«Я хочу с вами танцевать» – открытым веером махнуть несколько раз к себе, т.е. поманить.
«Я сделалась недоверчива» – барабанить закрытым веером по ладони левой руки.
«Приходите, я буду довольна» – держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой.
«Следуйте за мной» - похлопывание по ноге сбоку.
«Я готова следовать за вами» - похлопывание по ноге спереди.
«Отойдите, уступите дорогу!» - сложенный веер, направленный на мужчину.
«Убирайтесь прочь! Вон!» - резкий жест сложенным веером рукоятью вперёд.

Спасибо за внимание


Если вам показалось, что моё сообщение оскорбило вас - прочтите его ещё раз. Либо вы осознаете его истинный смысл, либо можете считать себя оскорблёнными дважды. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
мисс Конгениальность




Сообщение №: 337
Зарегистрирован: 20.02.09
Откуда: Россия, Оренбург
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.09 10:09. Заголовок: Moucheron пишет: Из..


Moucheron пишет:

 цитата:
Извините, поправлю: в обморок падали из-за различных корсетных приспособлений, которые резко сужали грудную клетку, сжимая легкие и диафрагму.



Несомненно, и это тоже! Но и грим играл не последнюю роль в этой пьесе под названием "Упасть в обморок". Кондиционеры в те времена ещё не изобрели, к сожалению.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 95 , стр: 1 2 3 4 5 Все [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 79
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет